У каждого города обязательно есть свой символ, своя национальная достопримечательность. У столицы Каталонии - Барселоны это Храм Святого Семейства Саграда Фамилия. Его строительство ведется с марта 1882 года, причем с 83 уже под руководством Антонио Гауди. В двух словах рассказать о выдающемся произведении одного из самых необычных архитекторов Испании, который сразу же целиком и полностью изменил первоначальный проект, так же не реально, как и признаться в том, что Саграда Фамилия не фантастический замок из песка, не мираж, а земное монументальное сооружение.

Церковь Святого Семейства была задумана как символ незыблемости католической христианской веры и должна была стать средоточением целого комплекса зданий, главным образом школ и других воспитательных учреждений. Согласно проекту, храм включал три фасада: западный Рождество, восточный Страсти Христовы и южный Вознесение. Каждый из трех фасадов должен был иметь по четыре башни, то есть всего двенадцать по числу апостолов. Из трех задуманных фасадов, Гауди при жизни удалось закончить только первый, но он настолько совершенен, что может считаться отдельным зданием. По фасаду расположены три портала: Веры, Надежды и Милосердия. Они щедро украшены скульптурными группами. Центральный портал Милосердия разделен древом Родословия от Авраама до Иосифа. У его подножья символ жертвенности - пеликан.

Символика всех форм церкви невероятно сложна. Воссоздавая традиционные мотивы христианского искусства, Гауди перевоплотил их в манере крайне оригинальной. И вера его обрела волнующее сюрреалистическое воплощение. Архитектор даже отказался от детальной разработки проекта, чтобы не стеснять свободной импровизации на строительной площадке. Камень в его руках превратился в живую форму, из которого как листья и ветви вырастали орнамент и резьба. А явная утрированность вертикальных линий стала символизировать союз неба и земли. 43 года Гауди руководил строительством собора, жил он в это время на стройплощадке, в тесной каморке заваленной чертежами. А в 1926 году нелепо погиб под колесами трамвая.

Печально осознавать, что и мы не сможем увидеть один из самых больших и прекрасных храмов христианского мира в завершенном виде. Эта мысль угнетает и пятое поколение барселонцев, которое наблюдает неустанное рождение архитектурного шедевра. Причиной долгостроя является не столько грандиозность сооружения, сколько первоначальная идея возводить храм исключительно на средства от подаяний и частных пожертвований. Небольшую лепту вносит находящийся в соборе музей, и туристы, которые не перестают восхищаться одним из удивительных по красоте чудес света Собором Святого семейства. 


Марина Денисенко
15.07.1999 г.

Loading